Прочесть Средневековье

26 июля

МОНАСТЫРСКИЙ ДВОР ЦЕРКВИ СВЯТОГО ОРСО В ЛИЦАХ И СМЫСЛАХ

Большинство сохранившихся до наших дней стен церкви воздвигли в строительной кампании, организованной епископом Ансельмом, который руководил епархией Аосты с 994 по 1026 год. Строительство, предпринятое Ансельмом, расширило существовавшую ранее, еще в эпоху Каролингов, церковь, которая представляла собой базилику с центральным нефом и двумя боковыми проходами без трансепта, заканчивающимися на восточной стороне тремя полукруглыми апсидами; хор был поднят над погребальным склепом, который был разделен на две зоны. В период с конца 11-го по начало 12-го века пол в западной части крипты был значительно снижен, что привело к необходимой перестройке валутов и трех апсидных выемок; хор, также модифицированный, был разделен на два уровня, соединенных несколькими ступенями.
В то время у церкви была внешняя стена с двумя пристроенными башнями; одна из них, сохранившаяся в настоящее время, башня-колокольня, теперь стоит отдельно, но первоначально она была связана с основным зданием церкови.
После введения Августинианских Законов, епископом стал Герберто, утвержденный в сане папской буллой, изданной Иннокентием II в 1132 году, жизнь сообщества стала регулироваться церковными канонами под руководством приора Арнольфо д'Авиз. Новая фаза строительства была вызвана необходимостью удовлетворить растущие потребности реформированной общины: был расширен церковный хор, построены здания монастыря, включая трапезную, жилые помещения для монахов, зал заседаний, кладовые.
Относится к тому периоду и замечательная напольная мозаика, изображающая сцену борьбу Геракла с Немейским львом, найденная в 1999 году в центре западной части хора.

Клостер, или небольшой монастырский двор для прогулок и бесед, служит своего рода каменной книгой-в-картинках, запечатлевшей в сорока капителях своих колонн, живые повествовательные сцены библейских, исторических и мифологических сюжетов. Построенный вскоре после 1132 года, он подвергся некоторой трансформации в течение столетий, которая, однако, не слишком изменила первоначальную структуру. Из записей о пастырских визитов мы знаем, что стены монастыря были полностью украшены картинами, изображающими жизнь святого Орсо, которые уже почти полностью исчезла к началу 15 века.
Примерно в 1364 году, согласно историческим источникам, приор Жан де Шамвилльер приказал построить нижний сводчатый потолок в каменной кладке взамен того, что состоял из ферм оригинальной крыши; однако нынешние крестообразные своды относятся к строительной кампании, продвигаемой в середине XV века приором Георгием де Шалланом. С 16-го века религиозная община начинает постепенно приходить в упадок, и в 1644 году исчезает. В период с 18 по 19 век монастырские здания, расположенные к востоку от монастыря, разрушаются и сносятся; восточная сторона, которая, скорее всего, имела такую же структуру с двойными колоннами, как у западной стороны, была также разрушена и перестроена в структуру с четырьмя монастырскими сводами. Эти работы вызвали разрушение определенного количества колонн, четыре капители от которых которых были приобретены Краеведческим музеем Турина в 19 веке.
Первоначальный облик монастыря, должно быть, был чрезвычайно красочным благодаря различным используемым материалам - белому мрамору для капителей и некоторых оснований, колонн и других оснований, и окрашенного декора. Под однородным слоем черной краски, покрывающей (применяемой в неизвестный период, но до 17-го века), обнаружены следы красного и черного пигмента.
С точки зрения стиля, в капителях отражается чувство объема при простых композиционных решениях, в которых выделяются резко прочерченные лица, фигуры и жесты. Одежды, прически, драпировки, визуальный контекст в целом раскрывает внимание к деталям, еще более очевидное в фигурах животных, из которых каждый вид изображается с его особым оперением или флисом. В целом, скульптуры гармоничны, несмотря на различия в исполнении, свидетельствующие о том, что над капителями трудился не один человек, но целая бригада скульпторов. Монастырь представляет собой уникальное произведение, за исключением отдельных фрагментов, сохранившихся в соборе, которые принадлежат романскому епископальному комплексу, выполненному, возможно, по заказу того же епископа Герберто.

Некоторые элементы, аналогичные по иконографии и стилю тем, что представлены капителями колоннады Сант' Орсо, можно проследить в других храмовых комплексах различных стран и регионов: во Франции - в базилике Сан-Мартен д'Айнай в Лионе, в Пьемонте - мраморный алтарь «Пьетро ди Лионе», сохранившийся в соборе в Сузе. Если говорить о принадлежности шедевров Сант' Орсо определенной школе и выяснять ее происхождение, следует выйти за рамки традиционного спора между искусствоведами в отношении атрибуции «Ломбардского» или «Франко-Провансальского» направлений, художественный стиль монастыря Аосты, очевидно, возник в среднем течении реки Рон между XI и началом XII века в русле традиции бургундской скульптуры, и сыграл решающую роль в развитии провансальской романской скульптуры.

СЕВЕРНАЯ СТОРОНА. КАПИТЕЛИ # 1 -15

1. Первая капитель, расположенная в северо-западном углу периметра колоннады, украшена фигурами с приземистыми животными монстрами с одной головой и двумя телами. Это был общий сюжет в репертуаре романской скульптуры, особенно в Ломбардском регионе: расположение голов по углам соответствует строгой геометрии капители и формирует композицию в строгой осевой симметрии.

2. Царь Вавилона, Навуходоносор поставил золотого идола и приказал своим подданным ему поклоняться. Три молодых еврея Садрак, Масак и Абед-Него отказываются чтить идола; их, в наказание и назидание, бросают живыми в пылающую печь, но они остаются невредимыми, поскольку находятся под защитой ангела господнего. Эпизод рассказывается пророком Даниилом (Даниил, 3). Фигура в меховом плаще обычно интерпретируется, как фигура Навуходоносора.

3. История зачатия Иисуса начинается со сцены Благовещения (Лука, 1: 26-38): на одной стороне изображается Архангел Гавриил, на следующем - Дева Мария; другие две стороны заняты двумя фигурами в коронах, символизирующих царственную генеалогию Иисуса, о которой говорится в Евангелии от Матфея (1: 1-17). Соответственно, здесь изображены первый и последний представители династии мессии: Давид изображен играющим на скрипке или средневековой виоле, и Иосиф, муж Марии и последний потомок Давида.

4. Изображение Вертепа (Лука, 2: 1-7) состоит из различных элементов апокрифических евангелий. Богоматерь лежит на красивой кровати, навес над которой придерживает повитуха; коронованный Младенец, завернутый в пеленальные одежды, лежит в яслях, согретый дыханием вола и осла. На четвертой стороне Иосиф представлен в задумчивом выражении, присужем иконографии сирийского происхождения, популярной в средневековом искусстве.

5. Волхвы, или три мудрых царя - Гаспар, Мельхиор и Бальтазар явились с Востока, чтобы поклониться младенцу Иисусу, с дарами - золотом, ладаном и мирром (Матфей, 2: 1-12). Три фигуры похожи, каждая в короне, одеты в короткую тунику и держат вазы; четвертая фигура сидит на троне и держит скипетр, - это Ирод, царь Иерусалимский, который требовал, чтобы волхвы сообщили ему о местонахождении младенца.

6. Эта капитель изображает два сна о Египте (Матфей, 13-45). Первый: во сне Иосиф узнал от ангела о нечестивых намерениях Ирода и предупредил их побегом в Египет со своей семьей; затем последовал еще один, ночью, с Иосифом, одетым как паломник, ведущим осла, на котором сидят Мария и младенец Иисус.

7. Эта декоративная капитель является упрощенным вариантом коринфской модели, часто встречающимся в скульптурах Сант' Орсо.

8. Этот предмет, интерпретируемый по-разному искусствоведами, должен быть прочитан как сюжет Святого Стефана, одного из семи диаконов, назначаемых апостолами в Иерусалиме (Деяния, 7: 55-60). На четвертой стороне изображен ангел на лестнице, символизирующий небесную славу, к которой святой восходит через мученичество.

9. Иконография этой капители также противоречива. Наиболее вероятная интерпретация заключается в том, что она представляет собой сцену монашеской жизни: два постриженных священнослужителя в канониках несут посуду и кувшины, в то время как третья бородатая фигура черпает воду из колодца. Колодезное колесо занимает целую сторону капители: здесь интересно отметить, что капители Сант-Орсо отразили этап в развитии знаменитой ирригации Долины Аоста.

10. Декоративная капитель, украшенная на углу четырьмя зооморфными гротескными изображениями. Они показаны с гравированными стеблями, выходящими из их ушей, которые пересекаются в центре каждой стороны, заканчиваясь пучками из трех листьев, вероятно, для формирования лилийных мотивов.
Этот тип пухлых остроконечных листьев, отмеченных срединным и близким поперечным параллельными прожилками, повторяется в разных капителях и также прослеживается в серии скульптур из района Лиона.

11. В углах изображены фигуры четырех сирен, чудовищных птицеподобных существ с человеческими лицами и с большими распростертыми крыльями, которые встречаются в центре каждой стороны. Два лица сирены - женщины, а два других имеют мужские черты с плавной бородой и усами.

12. Эти сцены иллюстрируют известную басню Эзопа про лисицу и аиста. Однажды лиса приглашает аиста на ужин и, чтобы посмеятся над ним, подает еду в широких мелких сосудах, чтобы аист из-за его длинного клюва физически не смог отведать угощенья. В свою очередь аист приглашает лису на обед, и подает ее в высоких вазах с узкими горлами, в которые лиса не может даже протиснуться. Сцена изображена непосредственно и реалистично.

13. Декоративная капитель, вдохновленная коринфским праобразом, с двухуровневой окантовкой стилизованных, глубоко прочерченных в орнаменте листьев.

14. Декоративная схема здесь похожа на декоративную капитель #10 со стеблем с ягодями, подобными ежевике.

15. Композиционная схема коринфской капители адаптирована к приземистому, параллелепипедному формату этой колонны, путем уменьшения листьев аканта до завитков.

ЗАПАДНАЯ СТОРОНА. КАПИТЕЛИ #16 - 23

16а. В капителях западной стороны мы встречаем подробную иллюстрацию истории Иакова, сына Исаака и Ревекки. Первый эпизод - это рождение Иакова и его брата Исава (Бытие, 25: 24-26). Ревекка, как и Дева Мария, лежит на кровати, ее поддерживает повитуха и помогает рожать близнецов: первенца, который был красным и волосатым, назывался Исав, а второй, следовал за братом, сжимая его пятку, был назван Иаковом. Исав вырос, стал хорошим охотником, был близок к отцу, а Иаков был любимцем матери. В библейской истории рассказывается, как Исав уступил свое право первородства брату в обмен на чечевичную похлебку.

16b. Эта капитель является копией оригинала, похищенного в 1997 году. На ней изображается эпизод, в котором Иаков, с помощью Ревекки, обманывает Исава, лишая его первородства и, следовательно, отцовского благословения (Бытие, 27: 1-29). Исаак, почти слепой и чувствуя, что смерть близка, посылает за своим первенцем, чтобы дать ему его благословение, не подозревая, что Исав отказался от своего права на первородство в пользу брата. Иаков подходит к постели своего отца, покрытый козьей шкурой, чтобы имитировать волосатость Исава, а Ревекка вручает ему блюдо, чтобы предложить Исааку. На противоположной стороне капители изображается сцена охоты Исава, подстрелившего оленя стрелой из лука.

17. Данная капитель изображает ключевой эпизод событий, относящихся к истории Праотцов (Бытие, 28: 11-15). Убежденный Ревеккой уйти из дома, Иаков бежит от гнева Исава, укрываясь в Месопотамии со своим дядей, братом матери, Лаваном. Остановившись в пути на ночлег, Иакову снится лестница, достигающая неба, по которой поднимаются спускаются ангелы; затем ему является Бог, и благословляет его, сообщая, что его потомки расселятся по всему миру и обретут землю, на которой он лежит. Фигура с лилией - вероятно, Иессей, отец Давида, произошедший от Иуды, четвертого сына праотца Иакова и Лии, и основанная от Иуды, сына Иакова и Лии и основателя мессианской династии.

18а. На пути в Месопотамию, Иаков пришел туда, где паслись стада. Он остановился у колодца, отверстие которого закрывалось большим камнем, и спросил местных пастухов: «Знаете ли вы Лавана, сына Нахорова?» Пастухи ответили: «Знаем. А вот и Рахиль, дочь его, идет с овцами». Рахиль подходила к колодцу со стадом овец своего отца, которых она пасла. Когда Иаков увидел Рахиль, он отвалил камень от колодца и напоил овец своего дяди Лавана. Затем он поцеловал Рахиль и от радости заплакал, сказав, что он ее двоюродный брат. Когда Рахиль услышала это, она побежала домой и сообщила отцу. Услышав об Иакове, Лаван выбежал к нему навстречу, обнял его, поцеловал и ввел в свой дом. Иаков остался жить у своего дяди и был при нем пастухом. Он стал служить Лавану, чтобы тот отдал ему в жены Рахиль, и так служил семь лет, после чего Лаван отдал ему в жены двух своих дочерей — Лию и Рахиль, и еще их двух служанок. Здесь, в Месопотамии, у Иакова родилось одиннадцать сыновей и одна дочь, а позже, в Ханаане, еще один сын. Иаков стал богатым человеком, жил в шатре со своими женами и детьми, имел множество рабов, и большие стада овец, коз, верблюдов, ослов, свиней. Все это богатство изображено на данной капители. (Бытие, 29: 1-30)

18b. Здесь изображается встреча Иакова с Рахилью у колодца. Иаков открывает колодец, чтобы напоить ее стадо. На другой стороне капители Рахиль изображена рядом со своей старшей сестрой Лией. (Бытие, 29: 1-30).

19. Через двадцать лет, в течение которых он накопил большое богатство и много скота, Иаков возвращается в Ханаан. Здесь он встречает Исава и братья мирятся (Бытие, 33: 1-20). Эта капитель иллюстрирует примирение между двумя братьями, которые обнимают друг друга, в присутствии своих слуг и Лии и Рахили, детей и служанок; две стороны изображают животных Иакова, среди которых присутствуют и верблюды, изображенные вполне реалистично.

20а. Со всеми своими женами у Иакова родились одна дочь и двенадцать сыновей, которые должны были стать основателями колен Израилевых (Бытие, 35: 23-26). Стороны капители показывают нескольких из его детей. Все дети Иакова показаны в меховых плащах, скрывающих их руки.

20b. Лаван отправляет Иакова в Палестину, и решает дать ему долю скотом, которую он был ему должен; однако, подчиняясь божественному порядку, Иаков покидает свою семью тайно. Перед отъездом, не говоря Иакову ни слова, Рахиль крадет терафим своего отца, священные статуэтки духов-покровителей очага; обладание этими идолами подразумевало права и привилегии старшинства. Две стороны капители изображают Лавана, входящего в палатку Рахиль в поисках идолов, которых он не находит, потому что она скрыла их под седлом верблюда, на котором она сидит (Бытие, 31: 31-35). Лия появляется на третьей стороне, а на четвертой - один из сыновей Иакова, продолжая серию, начатую на предыдущей капители.

21. Однажды по возвращении в Палестину у Иакова ночью было видение, в котором он борется с ангелом до рассвета; неспособный победить, ангел ударяет своего противника по бедру, и калечит его. Прежде чем исчезнуть, благословляет Иакова, переименовав его в «Израиль», что означает «тот, кто стремится к Богу» (Бытие, 32: 23-33).
Сцена схватки занимает одну сторону капители, другие показывают Израиль, держащего палку, намекая на ограничения, наложенное на него ангелом, Лией и Рахиль.

22а. Изображенные по сторонам этой столицы - еще четыре сына Иакова.

22b. Заканчивая серию Иакова и его сыновей, эта капитель изображает Симеона, Иуду, Иосифа и еще одну неизвестную фигуру. Иосиф, первенец Рахили, изобораженный с посохом паломника, возможно, как намек на то, что любимый сын Иакова гонениям со стороны братьев, которые ненавидели и презирали его, и, в конечном итоге, продали его в рабство.

23. Аналогичная #15 капитель завершает западный переход на южную сторону.

ЮЖНАЯ СТОРОНА. КАПИТЕЛИ # 24 - 40

24. Капитель, аналогичная #11, изображает четырех сирен. Эти фигуры плохо сохранились, у одной из них уцелели только крылья.
25. Декор с переплетением растительного и зооморфного орнамента. Стебли растений переплетаются с козами, расположенными по углам, аналогично капителям #10 и 14, но в более сложной схеме. В верхней части надпись, восхваляющая сооружение в соответствии с эстетическими принципами того времени, подчеркивает замечательный эффект, достигаемый использованием различных видов мрамора и гармоничным расположением его архитектурных элементов:

"Это отличный выбор мрамора, подходящий / чтобы все сделать все надлежащим образом."

Созвучно с надписью на мозаике Геракла и льва в храме которая, вероятно, датируется тем же периодом, что и монастырь: "Это убранство домов прекрасно / кто себя в нем находит, поют благоговея".

26. В углах этой капители представлены четыре мужские фигуры, собирающие растения, расположенными в центре каждой стороны капители. Этот предмет традиционно интерпретируется как аллегория собора и коллегий, собирающих и распределяющих свои десятины. Более вероятная гипотеза, однако, состоит в том, что это просто декоративная композиция, о чем свидетельствует строгая симметрия ансамбля и чередование стандартных фигур: две с бородой и длинными волосами и две безбородые с вьющимися волосами.


На каждой стороне следующих пяти капителей изображен цитируемый пророк, выступающий из медальона, держащий обеими руками свиток со своим библейским изречением. Схема композиций одинаковая для всех четырех фигур. Буквенные символы, используемые для надписей, напоминают освященные манускрипты. На капители изречение обозначено краткой строкой или словосочетанием. Здесь мы приводим перевод оригинала, и текст источника, для полноты контекста.

27. Аггей (2: 21) "Потрясу я небо".
Cкажи Зоровавелю, правителю Иудеи: потрясу я небо и землю.

Захария (1: 2) "Прогневался на народ".
В восьмом месяце, во второй год Дария, было слово Господне к Захарии, сыну Варахиину, сыну Аддову, пророку: прогневался Господь на отцов ваших великим гневом, и ты скажи им: так говорит Господь Саваоф: обратитесь ко Мне, говорит Господь Саваоф, и Я обращусь к вам, говорит Господь Саваоф. Не будьте такими, как отцы ваши, к которым взывали прежде бывшие пророки, говоря: "так говорит Господь Саваоф: обратитесь от злых путей ваших и от злых дел ваших"; но они не слушались и не внимали Мне, говорит Господь. Отцы ваши - где они? да и пророки, будут ли они вечно жить?

Малахия (1: 14) "Проклят лживый".
Проклят лживый, у которого в стаде есть неиспорченный самец, и он дал обет, а приносит в жертву Господу поврежденное: ибо я Царь великий, и имя Мое страшно у народов.

Софония (3: 14) "Ликуй дщерь Сиона!"
Итак ждите Меня, говорит Господь, до того дня, когда Я восстану для опустошения, ибо Мною определено собрать народы, созвать царства, чтобы излить на них негодование Мое, всю ярость гнева Моего; ибо огнем ревности Моей пожрана будет вся земля. 
Тогда опять Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно. 
Из заречных стран Ефиопии поклонники Мои, дети рассеянных Моих, принесут Мне дары. 
В тот день ты не будешь срамить себя всякими поступками твоими, какими ты грешил против Меня, ибо тогда Я удалю из среды твоей тщеславящихся твоею знатностью, и не будешь более превозноситься на святой горе Моей.  Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне. 
Остатки Израиля не будут делать неправды, не станут говорить лжи, и не найдется в устах их языка коварного, ибо сами будут пастись и покоиться, и никто не потревожит их. Ликуй, дщерь Сиона! торжествуй, Израиль! веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима! Отменил Господь приговор над тобою, прогнал врага твоего! Господь, царь Израилев, посреди тебя: уже более не увидишь зла. В тот день скажут Иерусалиму: "не бойся ", и Сиону: "да не ослабевают руки твои!" 
Господь Бог твой среди тебя, Он силен спасти тебя; возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием.

28. Иезекииль (18: 2) "Отцы ели кислый виноград".

И было ко мне слово Господне: зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: "Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина "? Живу я! говорит Господь Бог, - не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле. Ибо вот, все души - Мои: как душа отца, так и душа сына - Мои: душа согрешающая, та умрет.

Даниил (7: 13) "Видел я в ночных видениях".
Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему.

Исайя (11: 1) "И произойдет".
И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела.

Иеремия (3: 22) "Ты - Бог наш".
Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность. - Вот, мы идем к Тебе, ибо Ты - Бог наш.

29. Михей (7: 2) "Нет праведников на земле."
Не стало милосердых на земле, нет праведников на земле; все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть.

Наум (12: 17) "И когда солнце взойдет."
Князья твои - как саранча, и военачальники твои - как рои мошек, которые во время холода гнездятся в щелях стен, и когда взойдет солнце, то разлетаются, и не узнаешь места, где они были.

Матфей (2: 15) "Тебе, подающему ближнему своему"
Горе тебе, подающему ближнему своему питье с примесью злобы твоей и делающему его пьяным, чтобы видеть срамоту его!

Иона (2: 3) "Из чрева".
К Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой.

30. Амос (1: 2) "Грохот с Сиона."
И сказал он: Господь возгремит с Сиона и даст глас Свой из Иерусалима, и восплачут хижины пастухов, и иссохнет вершина Кармила.

Авдий (1: 8) "Мудрые в Эдоме".
Не в тот ли день это будет, говорит Господь, когда истреблю я мудрых в Эдоме и благоразумных на горе Исава?

Осия (14: 7) "Ветвятся ветви его, и будет красота его, оливам подобна".
Ветвятся ветви его, и будет красота его, оливам подобна, и благоухание от него, как от Ливана.

Иоиль (1: 8) "Рыдай, как дева"
Рыдай, как дева, препоясавшись вретищем, о муже юности своей!


31. Персонажи, представленные на этой капители, не являются настоящими пророками, но известны тем, что они произносят пророческие изречения.

Нафан (2 Книга Царств, 12: 13) "Господь снял с тебя грех твой ".
И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь.

Валаам (Числа 3: 10) "Предан будет смерти".
Аарону же и сынам его поручи, чтобы они наблюдали священническую должность свою; а если приступит кто посторонний, предан будет смерти.

Илия (Марк 9: 5) "Сделаем здесь три кущи".
И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом. При сем Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем здесь три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе. И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте. И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса.

Моисей (Исход, 15: 1) "Пою Господу".
Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море.

32. Эта круглая капитель, более крупная по сравнению с остальными, целиком посвящен истории Святого Орсо, одного из покровителей долины Аосты. Это первая известная иллюстрация, относящаяся к жизни святого, переданная нам как в рукописях, так и из уст в уста. Он жил в период, прошедший между VI и VIII веками, и проводил свое служение в церкви за римской стеной города, посвященной святым мученикам, или, по другой версии, Святому Петру.
Первая сцена капители иллюстрирует благославление бедняков и одаривание их деревянными башмаками (традиция, по сей день существующая в Валел д'Аосте, особенно во время праздника Сант' Орсо).
Вторая сцена иллюстрирует чудо победы над засухой, когда святой Орсо вызвал в Буссейзе (Busseyaz), месте на холме над Аостой, ударил палкой по скале из которой тут же забил источник.
Остальная часть капители занята двумя более известными эпизодами, которые рассказывают о конфликте между священником и жестоким епископом Плазано. Однажды Орсо, сидя за пределами своей церкви, заметил молодого человека, блуждающего в поисках лошади. Он плакал в отчаянии, что он потерял лучшую лошадь своего хозяина. Святой Орсо снимает с его глаз пелену, и тот вдруг обретает себя верхом на той самой лошади, которую он потерял.
На следующей сцене Орсо посещает Плазано, чтобы ходатайствовать за одного из слуг епископа, который совершил преступление и укрылся в церкви. Святой Орсо, следуя своему служению, пришел в ту церковь, чтобы исповедовать его; епископ же притворился, что присоединился к благому желанию Орсо, а сам приказал двум палачам убить бедняка, перерезав ему горло. История заканчивается вечным проклятием нечестивого епископа, предсказанного святым: последняя сцена изображает Плазано, забираемого дьяволами со смертного одра. На капители записано: "Это Бог, он свят потому, что не боится обмана / демоны ничтожны, потому что они это заслужили / епископ пример участника черных игр ада / мы тоже боремся со своим слепым страхом перед зеркалом".

33. Эта капитель иллюстрируют евангельские сюжеты. На ней изображена сцена воскресения Иисусом Лазаря (Иоанн, 11: 43). Иисус - чья фигура повреждена - расположена между Альфой и Омегой, с руками, поднятыми в жесте побуждения Лазаря выйти из его могилы. При чуде присутствуют две его сестры - Марта и Мария, а также несколько иудеев. Фигуры апостолов Симона и Андрея изображены на двух других сторонах капители. Вероятно, серия апостолов, параллельно с пророками, была первоначально завершена. Возможно, она продолжалась на других капителях, которые до наших дней не сохранились.

34. Мария Магдалина изобрбажена на коленях у ног Христа. Она умащивает ноги маслом и вытирает их своими длинными волосами. Эпизод присутствует в четырех евангелиях с некоторыми вариациями относительно места события и идентификации Марии. Здесь, вероятнее всего, представлена версия, основанная на тексте Иоанна (12: 1-4), согласно которому эпизод происходит в доме Лазаря в Вифании, вскоре после его чудесного воскресения, идентифицируя женщину с Марией, сестрой Марты. Две другие стороны капители изображают фигуры апостолов Павла Младшего и Варфоломея.

35. Эта капитель напоминает о днях основания этого монастыря и принятие Устава Святого Августина, свода законов, регулирующих и определяющих весь уклад жизни религиозных общин, разработанный Святым Августином Аврелием по образцу жизни двенадцати Апостолов. Дата 1132 год, указанная на капители, возможно, является датой основания монастыря и/или годом принятия Устава Августина в качестве закона. Скульптуры представляют главные фигуры этого события: приор Арнольфо ди Авис получает благословение святого Августина в присутствии епископа Герберто. Присутствует также и Святой Петр, чье имя, вероятно, было добавлено к названию церкви наряду с именем Св. Орсо именно по этому случаю. Своим присутствием он освящает приверженность новой общины канонам евангельской модели. Это был Герберто, бывший с 1132 по 1139 год епископом Аосты, который способствовал духовному обновлению религиозной общины, а также поддержал финансовую независимость местного кафедрального собора, и ассоциированной с ним церкви Сант' Орсо. Вероятно, тот же епископ организовал строительство монастыря и разработал его иконографическую программу.

36. Эта капитель представляет эпиграфическое свидетельство введения Устава в Сант'Орсо: «В год 1133-й жизнь была начата по режиму Устава». Скорее всего, монастырь был построен сразу после этой даты, во времена епископа Герберто. Эта теория, по-видимому, подтверждается сценой, проиллюстрированной на капители #35, которая отображает все характеристики средневековой посвятительной иконографии и поэтому должна быть прочитана в связи с историческими фигурами, представленными как недавнее событие того времени, а не как поминовение.

ВОСТОЧНАЯ СТОРОНА. КАПИТЕЛИ # 37 - 40

37. Эта декоративный капитель, подобно #15 и 23, завершает южный придел монастыря.

38. Капитель с ее пилястром, вероятно, датируется концом XVIII-го века, когда перестравалась восточная часть монастыря.

39. Капитель украшена стилизованным акантом, взятом из коринфской модели.

40. Эта капитель так же, как и # 38, датируется концом XVIII-го века, временем перестройки восточного придела.

КАПИТЕЛИ, УТРАЧЕННЫЕ МОНАСТЫРЕМ В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕСТРОЙКИ ВОСТОЧНОГО ПРИДЕЛА И ПРИОБРЕТЕННЫЕ ГОРОДСКИМ МУЗЕЕМ ТУРИНА

1. Капитель #2608. Эпизод Благовещения пастухам (Лука, 2: 8-20) является продолжением серии о младенчестве Христа, изображенной на капителях # 3,4,5,6. Эта капитель вместе с #2609 была продана музею в 1867 году антикваром Джакомо Гуглиэми из Турина.

2. Капитель # 2609, подобна # 36, первоначально венчала одну из двух колонн на восточной стороне монастыря.

3. Капитель # 2611. Адам и Ева, искушаемые змеем, не повинуются Господу и вкушают запретный плод (Бытие, 3). Эта капитель была приобретена Музеем Турина в 1867 году.

4. Капитель #204PM похожа на #7. Музей не имеет информации относительно ее приобретения.